Планирование в независимом автосервисе

По роду деятельности общаясь с владельцами и руководителями независимых автосервисов, сталкиваюсь с тем, что почти никто не занимается планированием в автосервисе.

Мало, кто задумывается какова должна быть плановая выручка в апреле, мае, июне и других месяцах.

Сколько должно быть машинозаездов, чтобы выполнить план по выручке. Какова будет прибыль и так далее.

Постараюсь вкратце рассказать об этом.

Первое, что нужно – посчитать свои производственные мощности: определить количество постов, фактическое время работы и стоимость нормочаса.

Второе, — так как бизнес у нас с вами сезонный, вам нужно определить коэффициенты сезонности именно для вашей станции на основе прошлых лет, лучше взять данные за последние три года. Определяете среднюю выручку за каждый месяц: январь, февраль, март и так далее.
Средняя выручка определяется просто: берете выручку за каждый месяц, например, январь, складываете и делите на 3 (для трех лет), и так считаете по каждому месяцу.

Получив среднюю выручку за каждый месяц за последние три года (можно за год, за два – за любой период высчитать средний показатель), определяете максимальную и минимальную выручку.
Максимальная выручка – это коэффициент 1 (единица), далее от нее определяете понижающие коэффициенты на каждый месяц.
Например, максимальная средняя выручка была в октябре средняя и составила 3 млн руб., а в августе 2 млн. руб., значит коэффициент для августа 2/3=0,67.
И так рассчитываете коэффициент на каждый месяц.
В результате получите итоговые средние сезонные коэффициенты.

Третье, — у нас есть неизбежные потери времени на поиск запчастей, их доставку, отсутствие специального инструмента и так далее. Поэтому используем приближенный коэффициент потерь времени равный 30%, то есть понижающий коэффициент равен 0,7.

Четвертое, — любой уважающий себя автосервис должен продавать запчасти и коэффициент запчасти/услуги должен быть не менее 1,4 – именно при таком коэффициенте запчасти приносят столько же чистой прибыли сколько и услуги.

Данных для планирования у нас достаточно.

Представим, что сейчас август (коэффициент сезонности 0,67), в автосервисе 4 поста, работает с 9-00 до 21-00 (12 часов), стоимость нормочаса 1000 руб. Считаем плановые показатели.

В день мы с вами должны зарабатывать:
4поста*12час*0,7*0,67*1000р=22,512 тыс. руб. по услугам и
22,512*1,4=31,517 тыс. руб. по запчастям
Всего плановая выручка в день должна быть 22,512+31,517=54,029 тыс. руб. или 13,507 тыс. руб. на один пост.

В августе 31 рабочий день, месячная плановая выручка должна составлять 1674,90 тыс. руб.

Таким образом, мы с вами можем посчитать плановую выручку на каждый месяц.

Теперь как в спорте — зная план-цель, нужно стремиться к его достижению.

Также можно посчитать другие показатели: взяв ваш текущий средний чек, к примеру это 4 тыс. руб., чтобы выполнить план мы можем легко посчитать сколько машин нам нужно привести в автосервис, подключив маркетинг, в нашем случае 1674,90/4,00=419 машин в месяц / 31 день = 13,5 машин в день.

А дальше дело техники – нагоняем клиентский трафик и следим за индексом лояльности NPS.

Зная все эти показатели, можно рассчитать количество персонала, фонд оплаты труда, затраты, аренду, зарплату приемки, механиков и так далее, то есть любой показатель автосервиса, вплоть до чистой прибыли.

Например, в августе мы должны заработать операционной прибыли 1674,90*20%=334,98 тыс. руб.

Плановый показатель по прибыли (рентабельность) в автосервисе — 20%.

Вот, таким образом, управление автосервисом становиться простым и понятным.

Ведь это же не атомный завод))).

В следующих статьях расскажу, как на основе плана сделать мотивацию для приемки и механиков.

Сергей Колмаков
г. Томск
основатель сети автосервисов АвтоИмпорт, владелец четырех СТО франшизы F!T Service
публикуется с разрешения автора

5/5 - (4 голоса)