Подписка на обучающие
материалы
* обязательные поля



Triceps


Что такое прибыль, как и для чего считать её в вашем предприятии

Финансовое самоубийство владельцев бизнеса

В прошлом году ко мне за консультацией обратился один бизнесмен. Чтобы не открывать имен, назовем его Х.
……
Беглый анализ состояния предприятия показал, что бизнес Х медленно, но уверенно движется к закату. Самый простой показатель проблемы – чистая прибыль предприятия ниже банковского процента, который мог бы получать Х, вложив деньги просто в банк…
Подробнее…

Введение

Частный бизнес развивается в России немногим больше 20 лет. За столь малый срок не успела сформироваться внятная система обучения предпринимателей основам ведения бизнеса. И часто из-за этого малый бизнес работает по интуиции, делает ошибки и выдумывает велосипед, давно описанный в учебниках. Тем самым владельцы предприятий сами загоняют себя в рамки ремесленников, обменивающих своё время на деньги для проживания. Даже ремесленник может получать солидный доход, но иногда это может сослужить ему плохую службу – человек перестает учиться, воспринимать информацию извне.


Термины.

Для того чтобы правильно понимать показатели вашего предприятия, а также научиться влиять на них, сначала необходимо определиться с терминами.

Выручка.

Деньги, принесенные клиентами за некоторый период, во всех их проявлениях: наличные в кассу, платежи на расчетный счет, платежи по кредитным картам.

Доход.

Обязательства, которые перед нами стали нести наши клиенты после оказания нами услуг и передачи товара. Именно эти обязательства наши клиенты и закрывают платежами. В большинстве автосервисов деньги за услуги и товар берут день в день, поэтому выручка почти равна доходу. Однако очень важно понимать различия между этими терминами, так как прибыль считается именно по доходу.

Валовая прибыль (маржинальная, грязная).

Разница между стоимостью услуг и товаров, переданных клиентом и себестоимостью этих товаров и услуг.
Отметим, что себестоимость товаров интуитивно понятна – её можно считать по-разному (FIFO, LIFO, по среднему), но всегда есть цена поступления товара. Сложнее с оценкой себестоимости услуг. При использовании самой простой, процентной системы начисления зарплаты для слесарей – всё настолько же интуитивно, как и с товарами. Однако доказано, что эффективность мотивации процентной схемой самая низкая. При использовании других схем мотивации нецелесообразно доходить в расчете себестоимости до уровня документа заказ-наряда или конкретной услуги. Более правильным подходом будет считать себестоимость суммовым методом – отношение суммы оказанных услуг к начислению заработной платы. При этом эффективность оказания тех или иных услуг опять же считать не через себестоимость работ, а через соотношение вырученных от этих услуг средств за вычетом прямых затрат (например, на материалы) на потраченное время.

Операционная прибыль.

Прибыль после учета всех постоянных и переменных затрат, но без учета налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам.

Чистая прибыль.

Результат деятельности предприятия за период, после всех постоянных и переменных расходов за этот период.

Распределение чистой прибыли.

Часто руководители и владельцы бизнеса считают, что в конце месяца (а иногда и дня) могут забрать на личные нужды живыми деньгами всю полученную за этот месяц (или день) чистую прибыль. Однако, это ошибочный подход.
Во-первых, в формировании прибыли не участвуют платежи клиентов. Попытка считать прибыль предприятия на основании платежей – одна из самых распространенных проблем владельцев малого бизнеса. Связано это с естественным желанием забрать вечером из кассы деньги «из прибыли» на личные нужды. Однако оказав услуг по ремонту автомобиля по договору с отсрочкой платежа прибыль ваш автосервис уже получил, но эта прибыль «ушла» в задолженность клиентов, а не в выручку. Поэтому в вашем предприятии необходимо разделять денежные потоки и потоки обязательств.
Во-вторых, чистую прибыль практически невозможно пускать только на дивиденды. Из чистой прибыли увеличиваются оборотные средства, создаются резервы, инвестируется дальнейшее развитие бизнеса.
Стоит отдельно заметить, что во многих предприятиях расходование чистой прибыли может быть бесконтрольным. Чаще всего это происходит за счет закупа товаров и расходных материалов. Если за период вы получили товаров на сумму больше, чем себестоимость товаров, проданных в этом же периоде, то вы автоматически вложили часть чистой прибыли в увеличение оборотных средств.

Учетная политика, рекомендации.

Одни и те же действия могут быть описаны в разных предприятиях разными документами, а также могут означать для собственника или управленца разные вещи.
Так, например, одна из простейших политик – себестоимость товара. В общеупотребимых есть три основные политики: FIFO (первый на приход – первый на уход), LIFO (первый на приход – последний на уход) и средневзвешенная.
В зависимости от вашего выбора по учетной политике показатели будут отличаться от периода к периоду.
Рекомендуемые учетные политики для использования Нетикс Трциепс в вашем предприятии:

  • себестоимость товара – FIFO (реализовано в системе, не подлежит перенастройке)
  • учет транспортных расходов в виде отдельной статьи затрат, без разнесения на стоимость товаров
  • статьи расходов необходимо определять для каждого предприятия индивидуально. Из рекомендаций
    • не стоит дробить статьи до уровня, когда затраты по статье составляют менее 0.1% от выручки
    • не укрупняйте статьи до уровня больше 10% от выручки

    Список общеупотребимых категорий затрат:

    • фонд оплаты труда
    • аренда
    • налоги
    • реклама
    • транспортные
    • внешние услуги
    • корпоративные
    • хозяйственные
    • прочие
  • фиксация начислений по затратам отдельными документами помесячно, последним числом месяца

Получение данных в учетной системе Нетикс Трицепс.

Для правильной настройки Нетикс Трицепс необходимо внести категории в тип начислений в соответствии с учетной политикой предприятия.

Обсуждение закрыто.